«ШКОЛА ВОСЬМИ ЛУЧЕЙ»: ИСТОРИЯ ХАККО-РЮ ДЗЮ-ДЗЮЦУ

Школа Хакко-рю дзюдзюцу представляет собой особый феномен в мире японских боевых искусств. Она – первая среди традиционных школ дзюдзюцу, переступившая рамки «истинной традиции» и, одновременно, сохранившая ее. Она – первая, открывшая широкой публике тайну тайн любой школы – «секретные техники» гокуи. Также она – первая, позволившая иностранцам получить высшие титулы и соответствующие им знания. Рассказать о ее истории, создателе, принципах устройства и методах обучения мы и попытаемся в этой статье.

 

Начало пути

Основатель Хакко-рю дзюдзюцу Окуяма Рюхо (настоящее имя Окуяма Ёсидзи) родился 30 декабря 1901 г. в городке Танидзи (в настоящее время Кахоку) уезда Нисимурасан в укрытой глубокими снегами префектуре Ямагата. По рассказам, в пятилетнем возрасте он серьезно заболел менингитом, от которого чудесным образом смог излечиться только благодаря помощи врача традиционной китайской медицины Тянь Юаня. Это навсегда определило уважительное отношение Окуямы к методикам традиционной дальневосточной медицины, изучению которой он впоследствии посвятил бóльшую часть своей жизни.

Мечтая о карьере политического деятеля, в 1923 г. 22-летний юноша фактически сбегает из дома, перебираясь сначала на Хоккайдо, а затем в Токио. Несмотря огромные бытовые трудности, Окуяме на следующий год удается поступить в Токийскую школу управления. Там он специализируется в политологии, религиоведении и ораторском искусстве, в последнем преуспевает особо. Огромное влияние на подающего надежды молодого политика оказал знаменитый оратор того времени, профессор Мацумото Кумпэй.
В это же время Окуяма, по-видимому, впервые[1] приобретает личный опыт применения «приемов» самозащиты. Один из его товарищей по учебе, занимавшийся дзюдо, попытался со спины придушить будущего создателя Хакко-рю дзюдзюцу, который в ответ на это просто… рассмеялся, легко освободившись от захвата. Это поразило, видимо, в первую очередь, самого Окуяму, который начинает всерьез задумываться о боевых искусствах. Эффектный способ освобождения от удушения послужил впоследствии превосходной иллюстрацией базовых положений Хакко-рю дзюдзюцу во время публичных демонстраций[O1]. Сёдай сокэ[2] часто повторял: «Смеющегося человека удушить невозможно».

Успешно окончив в 1927 г. Школу управления, Окуяма развернул бурную общественную деятельность. Вернувшись в г. Асахигава на Хоккайдо, он учредил Северо-японскую федерацию ораторского искусства и сразу же за этим организовал I Императорский конгресс ораторского искусства для молодежи. Членами правления конгресса стали 80 человек из различных населенных пунктов Хоккайдо, которые затем объявили о создании трех политических партий: патриотической, народной и партии справедливости. Окуяма Рюхо был избран председателем Патриотической партии Японии и занял пост «премьер-министра» своеобразного мини-парламента Японии, имитирующего структуру высшего законодательного органа страны. Деятельный характер не позволил Окуяме сидеть сложа руки и он начинает читать лекции по ораторскому искусству для молодежи, организует движение за социальное просвещение нации и поднятие патриотического духа.

Примерно в это же время состоялось его знакомство с Дайто-рю айки дзюдзюцу. В возрасте 27 лет сёдай сокэ становится учеником Мацуда Тосими (Хосаку)[O2], известного инструктора школы Дайто-рю, одного из самых талантливых учеников знаменитого Такэда Сокаку. Одновременно Окуяма изучает традиционную восточную медицину у известных специалистов того времени: Хирата Рёдзан и Минами Хайдзан. Обучение строилось по классической методике традиционной китайской медицины и включало в себя изучение теории пяти первоэлементов (гогёсэцу), Ин-Ё (кит. Инь-Ян), теории и практики кэйраку-терапии[3], методы пульсовой диагностики (мякудохо), классический массаж амма (кит. туйна) и точечный массаж сиацу, а также принципы правильного питания и некоторые другие разделы.

В 1936 г. Окуяма Рюхо, получив инструкторскую лицензию кёдзю дайри на право обучения Дайто-рю, начинает преподавать дзюдзюцу на Хоккайдо в Асахигава и в Токио в районе Одзи. Любопытно, что в Токио Дайто-рю вместе с Окуямой преподавал еще один ученик Мацуды Тосими, Маэда Такэси, который получил инструкторскую лицензию Дайто-рю только в 1960 г. после переезда в префектуру Гумма, где он организовал клуб Сёбукан. До этого, официально не имея права рекламировать Дайто-рю и набирать учеников, Маэда с 1946 г. по 1960 г. преподавал Дайто-рю айки дзюдзюцу под названием стиля Окуямы – Хакко-рю.

В 1939 г. Мацуда Тосими издает одно из первых учебных пособий по базовой технике Дайто-рю «Дайто-рю айки дзюдзюцу (ироха кун)», к которому Окуяма пишет предисловие. Упоминают также о том, что в том же 1939 г. Окуяма получил наставления от самого Такэда Сокаку. Так, в «Дневнике путешествий Окуяма Рюхо»[4] имеется следующая запись: «Время – 13-й – 14-й год эпохи Сёва (1938-1939 гг. – О. А.). Ему уже точно 82 года. Обучался в течение пяти дней». Здесь, однако, нужно отметить, что основатель школы Дайто-рю айки дзюдзюцу Такэда Сокаку родился в 1860 г., и 82 года ему должно было исполниться в 1942 г., а никак не в 1938[5]. Возможно, Окуяма где-то перепутал даты либо получил недостаточно точную информацию от Мацуда Тосими, через которого держал постоянный контакт со школой Дайто-рю. Как бы там ни было, истину здесь, очевидно, установить не удастся, поскольку иных данных не сохранилось. Это также подтверждает в своих многочисленных интервью нидай сокэ[O3] Окуяма Рюхо[6], который сообщает, что большая часть архива отца сгорела во время авианалета во время войны вместе со зданием Хакко-рю кобудзюку, которое находилось в токийском районе Канда.

С конца 20-х по начало 40-х гг. во время своих многочисленных поездок по Хоккайдо и по региону Канто[7] Окуяма знакомится с представителями других японских боевых искусств. Где, когда и у кого из них учился Окуяма, утверждать сложно из-за нехватки достоверной информации. Точно известно, что сёдай сокэ хорошо владел тэссэн (железным веером), знал технику боя кусаригама (серп на длинной цепи), дзё (палкой длиной около метра или чуть более) и дзиттэ (железная полицейская дубинка с гардой-крючком), владел сюрикэн-дзюцу (техника метания пластин и стрелок), кэндзюцу и иайдзюцу. В частности известно, что искусство выхватывания меча иай он постигал у мастера школы Нагатани Кавафуро-рю Ямагути Ёсикадзу. Помимо Дайто-рю дзюдзюцу, Окуяма Рюхо изучал также дзюдзюцу школы Ягю Синган-рю у Судзуки Сэнсаку и технику самозащиты госиндзюцу у Накадзава Сохаку[8] и, по-видимому, другие направления. Утрата архива Окуямы Рюхо не позволяет восстановить его биографию полностью, однако не подлежит сомнению, что сёдай сокэ имел довольно широкий спектр контактов со многими мастерами японских будзюцу.

В 1941 г. Окуяма основывает в Токио медицинский лицей Кохо гидзюку («Лицей императорской медицины»), где принимает больных и преподает основы традиционной восточной медицины в японской традиции Кохо игаку («Методы императорской медицины»)[9].

Период Кохо гидзюку – время напряженной профессиональной деятельности и, одновременно, учебы и становления Окуямы Рюхо как врача и зрелого мастера боевых искусств. В довоенные годы Окуяма неоднократно выезжал на Сахалин с целью рекламы методов Кохо игаку. В 1937 г. официальным приказом администрации Хоккайдо он назначается ответственным директором-распорядителем по медицине и председателем ассоциации врачей г. Асахигава[10].

За свою жизнь сёдай сокэ подготовил немало хороших специалистов по восточной медицине. При этом контакты Окуямы с основателем Кохо игаку Хирата Рёдзан в 1937-38 гг. прекратились ввиду разногласий по поводу методов применения пальцевой акупрессуры: метод Хирата предполагал непосредственное воздействие на болезненную зону, а Окуяма настаивал на том, что во время лечения больной области касаться нельзя. В то же время Окуяма долгие годы сотрудничал с другим своим учителем в области восточной медицины Минами Хайдзаном. Важно также отметить, что именно в эти годы Окуяма самостоятельно приходит к мысли о необходимости использования методов восточной терапии в практике будо и неразрывной связи восточной медицины с боевыми искусствами.

Полученные знания не позволяют Окуяме замыкаться в рамках одного Дайто-рю айки дзюдзюцу, и он постепенно начинает формировать собственную школу более универсального будо, акцентируя внимание на работе с энергетическими меридианами и биологически активными точками.Формирование Хакко-рю дзюдзюцу как самостоятельного направления продолжалось на протяжении всей жизни Окуямы Рюхо. Это видно даже по смене названий школы, которая до 1938 г. именовалась «Мэйсидо» («Путь выдающего человека»), с 1938 г. по 1941 г. − «Синсидо» («Путь джентльмена»), и только в июне 1941 г. обрела свое окончательное название «Хакко-рю» («Школа восьми лучей»[11]).

Впервые боевое искусство Окуямы Рюхо под названием «Мэйсидо» было представлено широкой публике в 1938 г., когда в газете «Ёмиури симбун» от 8 мая 1938 г. появилась рекламная статья под названием: «Публичная лекция и реальная демонстрация секретного искусства "Мэйсидо" (Тайная техника идеальной самозащиты − безусловное наказание преступника. Лучшее будо для повседневной жизни)»[O4]. Демонстрация, на которой присутствовало около 800 человек, проводилась в большом лекционном зале компании «Дэнцу» в центре Токио 9 мая 1938 г. Роль распорядителя взял на себя бывший однокурсник Окуямы Исидзаки Когин, а ассистентом выступил мастер Ёсин-рю дзюдзюцу Кавагути Дзэнносукэ[O5]. Выступление и лекция прошли с огромным успехом, количество учеников Окуямы резко увеличилось, и он арендовал под додзё помещение в токийском районе Хонго (пригород Мигуми).

 

Боевое искусство для «обычного человека»

Знаменательным днем для Окуямы стало 1 июня 1941 г., когда в синтоистском храме Мотодзи Мэй-гу токийского округа Сиба он на специальной церемонии официально провозгласил о создании школы Хакко-рю дзюдзюцу. В тот же день Окуяма, облаченный в одежды синтоистского священника, официально принял «боевое имя» Рюхо - «Пик дракона». С этого момента 1 июня 1941 г. считается днем основания Хакко-рю.

Основоположником школы (кайсо) Хакко-рю на упомянутой церемонии был провозглашен легендарный основатель Дайто-рю айки дзюдзюцу третий сын Минамото-но Ёриёси Минамото Синра Сабуро Ёсимицу. Чем руководствовался при этом Окуяма, сказать трудно, скорее всего, это было желание указать на преемственность Хакко-рю по отношению к Дайто-рю айки дзюдзюцу. Кроме того, семейная родословная сёдай сокэ указывает на некоего Окунояма Гэндзи, который, по мнению Окуямы, был прямым потомком Синра Сабуро Ёсимицу[12]. Как бы там ни было, скорее, это был символический жест уважения к традиции, поскольку сам Окуяма в книге «Хакко-рю гакайхэн» («Хакко-рю и чувство прекрасного») писал: «Какой бы древней ни была традиция, даже боевое искусство с настоящей родословной следует изменениям своей эпохи. Поэтому существует необходимость в определенном смысле стереть все следы древности, подвергнув боевое искусство научному анализу и заново пересмотрев все его содержание».

Программа Хакко-рю включила три раздела: 1) явара – приемы боя голыми руками, с оружием (в Хакко-рю разработана техника боя с железным веером, палкой и мечом[O6]) и с подручными средствами (в основном, с предметами повседневного обихода – тростью, зонтиком, свернутой газетой, плащом и даже носовым платком); 2) Кохо сиацу – система приемов пальцевой акупрессуры; 3) госин тайсо – комплекс физических упражнений, ориентированный на работу с энергетическими меридианами кэйраку (меридианная гимнастика[13]).

Раздел явара включает в себя приемы выведения из равновесия, болевые воздействия на суставы, броски, удержания, удушения и удары (атэми) по уязвимым точкам (кюсё). В Хакко-рю изучают также приемы обезоруживания и способы противодействия нескольким нападающим. В основе всей техники лежат три базовых принципа Хакко-рю, сформулированных Окуямой: «идомадзу» - избегать конфронтации, не атаковать первому; «сакаравадзу» - отсутствие силового сопротивления, вместо которого усилия противника перенаправляются на него самого; «кидзуцукэдзу» - не травмировать противника.

Влияние традиционной китайской медицины на систему Хакко-рю дзюдзюцу не ограничилось лишь разделами Кохо сиацу и Госин тайсо. Даосская философия «недеяния» и «следования естественной природе вещей» явилась стрежневым элементов всей системы в целом, что идеологически роднит Хакко-рю с китайскими ушу. В своих работах Окуяма Рюхо неоднократно подчеркивал необходимость «подчинения, покорности Природе». Человек, следующий ее законам, обретает способность отбросить свое ограниченное «Я» и, став единым целым с Миром, достигает умиротворенности и душевного покоя. На практике это выражается в обретении особого состояния, которое сёдай сокэ называет словом «кимо». В японском языке слово кимо означает мужество, отвагу, а также печень[14] (как человеческий орган).

Чем же выделяется система Хакко-рю среди множества других школ японского дзюдзюцу? В первую очередь, что поражает самих японцев, − это методика и краткость срока обучения. Еще в самой первой своей рекламе Хакко-рю дзюдзюцу (называвшегося тогда Мэйсидо) в газете «Ёмиури симбун» от 8 мая 1938 г. сёдай сокэ писал: «Достаточно лишь одной легкой 20-минутной тренировки в день, и необходимые навыки будут получены, более того, всего лишь за неделю можно стать действующим инструктором». Конечно, подобные заявления шокировали публику: можно ли за одну неделю стать специалистом по дзюдзюцу?

В действительности, ответ, подобно коанам дзэн, следует искать за пределами поставленного вопроса. Окуяма сделал поистине революционный шаг, когда отказался от традиционной многолетней схемы обучения, которая принята в старинных японских будзюцу, и суть которой хорошо иллюстрируют высказывания типа: «за 20 лет – половину школы» или «за первые 3 года – не больше трех базовых приемов». Свидетель необратимых изменений в структуре современного японского общества, Окуяма осознавал, что в условиях модернизации больше невозможно придерживаться архаичных схем и методик, которыми, будто цепями, опутаны занимающиеся. Сёдай сокэ говорил, что иерогиф «ко» (древний, старинный) в слове «кобудо» можно иногда понять буквально – уж больно «попахивают музейной пылью» некоторые из старых школ. Одним из первых понятию «традиция» Окуяма противопоставил понятие «информация». Действительно, вместо рассуждений о «высоких материях» и «долгих годах упорного труда», в школе Хакко-рю уже с первых занятий ученики касаются «святая святых» - раздела секретной техники гокуи-но вадза.

Исходя из принципов простоты и универсализма техники, Окуяма попытался избежать ее ненужного усложнения, «замусоривания». Поскольку человеческий организм функционирует у всех примерно одинаково, то, зная базовый принцип воздействия на противника, человек любого возраста, национальности и телосложения может его повторить. Здесь нет секретов. Есть только определенные тонкости в освоении технических приемов, например, угол и степень приложения силы при проведении болевого воздействия и т. д. Именно такое «обыденное понимание» будо и должно определять, по мнению Окуямы, лицо боевого искусства будущего, которое становится искусством для «обычного человека».

В 1943 г., оставив свою врачебную деятельность в Кохо гидзюку, Окуяма открывает «Частную школу боевого искусства Хакко-рю» - Хакко-рю кобудзюку - в местечке Отамагаикэ токийского района Канда (пригород Мацуэда). Это было довольно «жаркое время» для Окуямы. Хакко-рю и Кохо игаку стали пользоваться необычайной популярностью, и от посетителей не было отбоя. Каждый день приходилось индивидуально консультировать, по меньшей мере, 150 человек, поэтому додзё Окуямы в трехэтажном здании в Отамагаикэ всегда было переполнено. Помещение для занятий Хакко-рю дзюдзюцу площадью около 16 кв. м располагалось на первом этаже, на втором находились чайная комната и спальня, а третий этаж занимала комната для лекций по сиацу. В «Дневнике путешествий» мы находим следующую запись, дающую представление о периоде Хакко-рю кобудзюку: «19-й год эпохи Сёва (1944), 8 января. Сихан Хосикасу Такаси непрерывно с восьми утра до шести вечера помогает в церемонии принятия в школу новых учеников, но, как и следовало ожидать, здесь настоящее столпотворение. Мало-помалу к семи часам церемония выдачи разрешений для вступления в школу заканчивается и становиться возможным начать церемонию «передачи учения» - кёдэн. Все новички не могут поместиться в додзё, и часть их толпится у дверей. После поздравлений консультанта сокэ Минами Хайдзан и сэнсэя Эбэ Дзай сихан Хорикири устраивает показательное выступление, за которым следует выступление рассказчика ракуго[15] в стиле Сябафу, все завершается около одиннадцати вечера».

К сожалению, здание Хакко-рю кобудзюку полностью сгорело в феврале 1945 г. при американском авианалете на Токио. Окуяме волей-неволей пришлось уехать из столицы в провинцию и временно поселиться на горе Хагуро-сан в префектуре Ямагата, где, присоединившись к группе ямабуси - последователей синкретического религиозного учения сюгэндо («путь обретения сверхъестественного могущества»), он жил, тренировался и обучал Хакко-рю и Кохо игаку до 1947 г. В этот период к Хакко-рю присоединяется инструктор Ягю синган-рю Судзуки Сосаку. В дальнейшем связь с этой школой дзюдзюцу осуществлялась через Сато Кимбэя, унаследовавшего традицию Ягю синган-рю и также занимавшегося у Окуяма Рюхо.

Испытывая горечь и разочарование от крушения надежд, связанных с Хакко-рю кобудзюку, Окуяма в качестве символического окончания «эпохи Хакко-рю кобудзюку» пишет пособие с подробными комментариями под названием «Дзюхаккадзё хидэн» («Секреты 18 техник»). Однако, наблюдая последствия войны и во что превратилась после нее Япония, он вскоре удаляет из пособия все смертельные для человека приемы хиссацу-вадза. Как он пишет в своей книге «Хакко-рю и чувство прекрасного», «время все полностью меняет. Вот и «18 приемов», убрав приемы сассё - «ранения и убийства», можно использовать как кратчайший путь созидания «совершенного человека».

В ноябре 1947 г. сёдай сокэ переезжает в г. Омия в префектуре Сайтама неподалеку от Токио, где основывает Хакко-дзюку хомбу додзё – Главное додзё частной школы Хакко-дзюку, находящееся там по настоящее время.

Школа Хакко-рю, созданная Окуямой Рюхо, – это не просто еще одна школа дюдзюцу, а совершенно новое комплексное боевое искусство, несущее в себе традиционные культурные ценности: «Для того чтобы распространять Хакко-рю в мире, я, начав с восточной медицины и западной физиологии и анатомии, тщательнейшим образом изучил порядка двух десятков школ будзюцу, духовные практики различных религий, различные виды спорта и физической культуры, методы физического воспитания и укрепления здоровья, традиционные и современные танцы, театральное искусство Кабуки, японский этикет, чайную церемонию и каллиграфию, жанр рассказов ракуго и нанивабуси[16], ораторское искусство, народные песни почти всей Японии, всецело посвятив себя этим исследованиям. Но все это пронизано единым Путем. И я был бы благодарен тому искусству, которое смогло бы внести дополнительный вклад в мое Хакко-рю» (из «Дневника путешествий Окуяма Рюхо»).

Окуяма настаивал, что Хакко-ю нельзя сравнивать с другими будзюцу, это совершенно новое боевое искусство: «В технике Хакко-рю нет ни грамма воинственности, так что можно сказать, что это почти что танец» (из «Разъяснений секретов Хакко-рю» - «Хакко-рю хидэн кайсэцу»).

В послевоенные годы Окуяма развил активную деятельность по распространению и пропаганде своей школы. Побывав практически всех уголках родной Японии, сёдай сокэ в феврале 1961 г. отправился на Окинаву, которая в то время еще была оккупирована американскими войсками. В мае того же года он демонстрировал свое искусство на территории Китайской Республики (Тайвань), а в 70-х годах побывал с визитами во Франции (Париж, 1977 г.), США (1978 г.) и Бельгии (1980 г.). Эти визиты широко освещались в прессе. Так, одна из американских газет поместила 2 сентября 1978 г. статью «Акупунктура пальцами», посвященную визиту Окуямы Рюхо в США. Статья была проиллюстрирована фотографией, снятой в Полицейской академии г. Акрон (штат Огайо)[17], на которой Окуяма демонстрирует воздействие пальцем на болевую точку. Его ассистентом на снимке выступает один из первых учеников-европейцев, будущий глава американского филиала хомбу додзё Майкл Ламоника[18], в то время - сотрудник полиции. Следует отметить, что Хакко-рю дзюдзюцу было очень высоко оценено правоохранительными органами как в Японии, так и во всем мире, а сам сёдай сокэ преподавал после войны Хакко-рю в японской полиции[19].

Сёдай сокэ Окуяма Рюхо был действительно очень энергичным, талантливым и разносторонним человеком, патриотом своей страны. Гораздо больше, чем с представителями школ японских боевых искусств, он общался с известными японскими политиками, дипломатами, синтоистскими и буддийскими священниками, деятелями традиционных японских искусств: актерами, каллиграфами и мастерами чайной церемонии, среди которых у него было немало друзей. Так, его близкими друзьями были известный чтец-рассказчик ракуго Янагия Канэо, комедийные актеры театра Кабуки Фурукава Мунами и Уэда Ёсидзиро, чтец нанивабуси Тотю Кэнкумоэмон и другие. В 1937 г. Окуяма даже выступил по радио в качестве руководителя группы и исполнителя народных песен в программе компании NHK, посвященной народному творчеству[O7]. 

В Хакко-рю, своем детище, Окуяма видел, прежде всего, «школу жизни» для современного человека, а не «искусство убивать»: «Для тренировок достаточно и повседневной одежды, нет необходимости и в оборудованном додзё, можно заниматься в любой комнате. Ведь имея свободную минутку и место размером в один татами (1,6 кв. м – О. А.), можно с удовольствием изучать и каллиграфию, и икэбану. Поэтому и в изучении будо не должно быть никакого принуждения, можно заниматься дома, вместе с семьей, легко и непринужденно болтая на разные темы» (из «Разъяснений к секретам Хакко-рю»).

(продолжение следует)


ЛИТЕРАТУРА
1. Исигами Токи. Хакко-рю дзюдзюцу то Окуяма Рюхо (Хакко-рю дзюдзюцу и Окуяма Рюхо) //Айки дзюдзюцу-но синдзуй. Хидэн токубэцу хэнсю (Сущность айки дзюдзюцу. Спецвыпуск журнала «Хидэн). – Токио: BAB Japan, 1996. – с. 68-79, 114-117.
2. Кёмидзу Ютака. Дайто-рю айки дзюдзюцу-но гэнсё (Феномен Дайто-рю айки дзюдзюцу) Айки дзюдзюцу-но синдзуй. Хидэн токубэцу хэнсю (Сущность айки дзюдзюцу. Спецвыпуск журнала «Хидэн). – Токио: BAB Japan, 1996. – с. 80-91.
___________________________________________________________________________

[1] На этот факт указывает в своем интервью журналу «Айки ньюс» сын Окуямы Рюхо, Окуяма Тосио.

[2] «Глава школы в первом поколении» - официальный титул Окуямы Рюхо.

[3] Согласно теории традиционной китайской медицины, в организме человека существует система энергетических каналов цзинло (яп. кэйраку), каждый из которых отвечает либо за отдельный орган, либо за ту или иную систему организма. Воздействием на кэйраку можно добитьсяя(биохимического, термодинамического и т. д.) организма, что приводит к нормализации функционирования внутренних органов. В теории китайской медицины это называется восстановлением баланса инь-ян. Существует 14 основных (12 парных и 2 непарных) постоянных меридиана, вдоль которых расположены 365 классических биологически активных точек организма. Выделяют также дополнительные поперечные меридианы и внемеридианные активные точки (см. напр., [3]).

[4] «Окуяма Рюхо таби никки» – книга дневниковых записей Окуямы Рюхо, составленная и изданная его сыном.

[5] К сожалению, без подлинника «Эймэйроку» - каталога учеников Такэда Сокаку – проверить, значится ли в нем фамилия «Окуяма», не представляется возможным.

[6] Сын Окуяма Рюхо, Окуяма Тосио, которому отец оставил свое имя Рюхо. Окуяма Тосио (род. 1948г.) с 5 лет занимался у отца и стал впоследстве вторым официальным главой школы Хакко-рю и получил титул «нидай сокэ». Нидай сокэ высказывает также предположение, что его отец встретился с Такэда Сокаку, который был уже очень слаб, в 1936г. в г.Абасири и тогда же получил от него инструкторскую лицензию.

[7] Токио с близлежащими префектурами.

[8] Правда, нидай сокэ выражает сомнения по этому поводу.

[9] Основателем оригинальной традиции Кохо игаку считается Хирата Рёдзан, который разработал систему, сочетающую методы восточной (иглоукалывание и фитотерапия) и западной (анатомия, физиология и пр.) медицины. Хирата Рёдзан настаивал на необходимости учитывать тесную связь между состоянием всех внутренних органов и функционированием энергетических каналов кэйраку. Методы лечения в Кохо игаку состоят в непосредственном воздействии на кэйраку (обычный и точечный массаж, а также меридианная гимнастика) с целью активизации естественных процессов самооздоровления организма. Девизы Кохо игаку гласят: «Болезнь лечит не врач, а сам пациент»; «врач − лишь помощник больного».

[10] Деятельность Окуямы не ограничивается лишь медициной и боевыми искусствами. В том же году он становиться председателем профсоюза обувной промышленности Хоккайдо.

[11] Число «восемь» в японской культуре символизирует полноту и многообразие всех вещей в мире.

[12] Следы прямых наследников которого, в действительности, затерялись в годы войны Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото (1180-1185 гг.).

[13] Меридианная гимнастика – пока мало известный у нас раздел восточных психофизических практик, в последнее время приобретает все больгую популярность на Дальнем Востоке (см., напр., [4]).

[14] У многих народов Земного шара (в том числе и Дальнего Востока) «печень» считается символом отваги и мужества, а также вместилищем души человека. Поэтому в древности японские воины вырезали и съедали печень своих врагов, чтобы приобрести их боевые качества (обычай кимотори). Понятие «кимо» у Окуямы Рюхо более широкое и означает высшие духовные качества человека, «жизненную силу», энергию, а также является синонимом слова «тандэн» («поле киновари» - основной энергетический центр человека, расположенный ниже пупка), которое в своих трудах он вообще не использует.

[15] Это новшество ввел сам сокэ Окуяма. Ракуго - жанр комического эстрадного рассказа.

[16] Нанивабуси - жанр рассказа речитативом.

[17] Кстати сказать, мэр Акрона вручил сёдай сокэ золотой ключ от города и грамоту почетного гражданина города.

[18] Впоследствии он возглавил американский филиал отколовшейся от Хакко-рю хомбу додзё международной организации Кокодо Рэммэй («Союз императорского Пути сердца»).

[19] В настоящее время в хомбу додзё в г. Сайтама (Омия) действуют постоянные специальные курсы для полицейских подразделений. В США Хакко-рю изучают агенты ФБР.