История Секигучи Рю Батто Дзютсу

関口流抜刀術

 

Сэкигучи-рю (яп. 関口流 «школа Сэкигути»),

также известное как Синсин-рю (яп. 新心流) или Сэкигути Син Син-рю (яп. 関口新心流) — классическое японское боевое искусство (корю), основанное в середине XVII века и включающее в себя техники кэндзюцуиайдзюцудзюдзюцу и кюсёдзюцу.

       Школа Сэкигучи-рю была основана примерно в 1640 году Сэкигучи Ярокуэмоном Удзимунэ (яп. 關口彌六右衛門柔心, 1598 — 1670), более известным под именем Сэкигучи Дзюсин («мягкое сердце»). Создатель стиля был представителем Сэйва Гэндзи рода Имагава, известного и сильнейшего клана в период Сэнгоку. Тётка Сэкигучи Ярокуэмона была женой Токугавы Иэясу. После поражения семьи Имагава в битвах против Оды Нобунага, Дзюсин решил посвятить свою жизнь изучению боевых искусств. Он покинул родовой замок и ушёл в гору Атаго, где проходил интенсивную физическую и духовную подготовку. Результатом этих тренировок стало создание школы Сэкигучи-рю, и слава о страннике и его стиле начала быстро распространяться по всей Японии.

Дзюсин Сэкигучи, а впоследствии и его потомство, стал «Горюги Сиханом» для главы княжества Кисю (современная префектура Вакаяма) и самураем Токугавы Ёринобу после личной встречи. Это привело к тому, что он стал фаворитом династии Токугава. Даже восьмой сёгунТокугава Ёсимунэ, практиковал методы школы Сэкигучи-рю и получил мэнкё кайдэн.

Кроме того Киай системы и Тоби Чигаи или прыжки из положения сидзентай, также марка этой школы.

Юшин Секигучи-(Уджимуне) 1647-1711, связанный с могущественной семьей Имагава из провинции Суруги. Основываясь на своем собственном опыте и искусстве своих предков он создает Секигучи рю Явара в 17 веке.

Рохаку Секигучи-Старший сын Юшин, вызывал озабоченность:  Вот выдержка из письма к барону в период Эдо 1716 года: - "Презрение к тем, так называемым« мастерам будзюцу , которые бросили пыль в глаза народам, выполняя трюки, чтобы рекламировать свои школы, тем самым унизили  будзюцу в целом и привлекли бесчестие на настоящих мастеров".

Хачиродзаемон Секигучи - Сын Юшин Создает школы дзю-дзюцу и Бодзютсу в Хиросиме во время 17-го века. Название его школы Сибукава рю 川流.

Секигучи Рю хорошо известна своим влиянием на другие стили дзю-дзюцу. Кроме того, он был одним из наиболее популярных стилей Дзю Дзютсу во время периода Эдо. Даже Токугава Йосимуне, 8-й сегун Токугава была практиком Секигучи рю.

 

Техника школы

 

Боевые искусства того времени (в настоящее время почитается как Корю или Старые Школы) не были похожи на современные школы, такие как дзюдо или кэндо сегодня. Они должны были изучить все аспекты, которые вступают в игру на поле боя. Начиная с длинным оружием, таким  как копье или нагината. Когда кончик сломался, они использовали его в качестве посоха. Когда воин сломал и его, у них были различной длинны мечи. После того как  их оружие было поломано или утеряно, они должны начинать  ближний бой, ударами, бросками, болевыми или борьбой когда уже ничего не остается. Хотя Секигучи Рю Дзю Бугей Хаппон и включает все аспекты вооружений и стратегии, он был особенно известен своими пустыми руками – Дзю дзюцу. Секигучи рю считается одной из трех больших школ Корю в Японии. Слово "Явара", который часто используется в Японии для обозначения дзюдо, и Укеми (падения) в настоящее время используется в разных видах, но  как полагают некоторые, первоначально использовались именно в Секигучи Рю и намного ранее чем любыми другими боевыми искусствами.

Сэкигучи-рю — комплексное корюсого будзюцу, включающее в свою программу обучения техники кэндзюцудзюдзюцу и иайдзюцу.

Стиль школы довольно дикий и жёсткий, особенно в сравнении с другим популярным на то время стилем Ягю Синкагэ-рю, также фаворита сёгуната Токугава. Несмотря на то, что сами крупнейшие феодалы Японии практиковали Сэкигучи-рю, школа Ягю Синкагэ-рю отвечала за безопасность даймё. Возможно, именно по этой причине её ката являются такими бесшумными и изящными, призванными не нарушать спокойствия даймё в то время, как он отдыхает. Сэкигучи-рю же отличается более громким стилем исполнения, особенно известен её взрывной киай «Ииээйй!», как будто говорящий: «Если я проснулся, вы тоже не должны спать!».

Все методы Сэкигучи-рю основаны на использовании мягкой силы. Программа дзюдзюцу состоит из следующих ката:

·         Тэцу Дзуки (яп. 手続き) — 20 техник;

·         Катамэ (яп. 片目) — 7 техник;

·         Тати Ай (яп. 立合い) — 6 техник;

·         Куми Ай (яп. 組合) — 10 техник;

·         Дзико Но Аямари (яп. 自己の誤った) — 7 техник;

·         Когусоку (яп. 小具足) — 20 техник.

Освоение знаний Сэкигучи-рю начинается с изучения первой и основной техники школы под названием «Ёрю» (англ. Youryuката Тэцу Дзуки, являющейся разновидностью сидячей борьбы в доспехах. Следующим уровнем является практика Катамэ, Тати Ай и Куми Ай. После них изучается Дзико Но Аямари. Оружие до этого момента не применяется. При изучении Когусоку используется бамбуковый синай, обтянутый кожей.

Иайдзюцу подразделяется на:

·         Омотэ — 6 техник;

·         Тюдан — 5 техник;

·         Татиай — 5 техник.

Кэндзюцу школы состоит из 3 ката, методы которых сохраняют свои традиции ещё со времён периода Сэнгоку и направленны на поражение слабых мест в защите противника.

В общей сложности программа Сэкигучи-рю состоит из 89-и техник, которые и практикуются на сегодняшний день.

Помимо этого семья Хиго Хосокава имела и другой стиль Кендзютсу.

Это Нитен Ичи рю Хейхо. Школа начавшаяся с  Миямото Мусаси.

Школы Нитен Ичи рю и Сегиучи рю очень сродни друг другу.

 Генеалогия

1.   Сэкигути Хатиродзаэмон Санэтика (яп. 関口八郎左衛門實親), основатель.

2.   Сибукава Бангоро Татибана-но Ёсиката (яп. 渋川伴五郎橘義方), получил мэнкё кайдэн в 1680 году;

3.   Идзава Дзюродзаэмон Минамото-но Нагахидэ (яп. 井沢十郎左衛門源長秀, 1668 — 1730);

4.   Идзава Дзюродзаэмон Минамото-но Нагакату (яп. 井沢十郎左衛門源長勝);

5.   Идзава Масауэмон Минамото-но Нагааки (яп. 井沢政右衛門源長明);

6.   Осато Укинго (яп. 大里右金吾宇治帷翰);

7.   Идзава Дзюродзаэмон Минамото-но Нагаясу (яп. 井沢十郎左衛門源長保);

8.   Идзава Канбэ Минамото-но Нагатунэ (яп. 井沢勘兵衛源長常);

9.  Тани Хисадзаэмон Минамото-но Нагакату (яп. 谷久左衛門源永勝);

10.  Сакидзака Хэиуэмон Фудзивара-но Масатунэ (яп. 匂坂平右衛藤原正常);

11.  Тани Дзюдзабуро Фудзивара-но Нагасити (яп. 谷十三郎藤原永質);

12.  Нода Дзиннай Фудзивара-но Удзидзанэ (яп. 野田甚内藤原氏種);

13.  Оиси Фудзивара Нагакацу (яп. 大石永勝藤原永勝);

14.  Аоки Кикуо Фудзивара-но Кацухиса (яп. 青木規矩男藤原勝久);

15.  Камэгай Сигэру Фудзивара-но Катухиса (яп. 亀谷鎮源成久);

16.  Ямада Ёситака (яп. 山田昌孝);

17.  Ямада Тосиясу (яп. 山田利康). (полное имя Согагуро Ямада Джироубэй Минамото но Тосиясу)

 После реставрации Мэйдзи княжества были распущены, большинство замков разрушены, а самураи утратили свой статус и работу. Это также привело и к вымиранию многих школ боевых искусств. В это время сокэ Сэкигучи-рю в 10-м поколении являлся Сэкигучи Удзитанэ (яп. 氏胤 関口). Он не желал, чтобы семейная традиция канула в летах, и по этой причине содействовал развитию и распространению боевого искусства своей семьи. Сэкигучи Удзитанэ активно принимал участие в крупнейшей организации боевых искусств в Японии — Дай Ниппон Бутокукай, в которой он, благодаря своим стараниям, получил наивысшую награду «Хан Си» (яп. 範士).

После Сэкигучи Удзитанэ, 11-ый сокэ Манпэи (яп. 万平), а затем и 12-ый, Ёситаро (яп. 芳太郎 関口), продолжали сохранять и распространять семейное боевое искусство. Однако во время Второй Мировой войны многие из документов школы (дэнсёмокуроку и т.п.), содержащих историю и методы стиля, погибли в пожарах от бомбардировок. Кроме того, оккупанты США не позволяли японцам заниматься боевыми искусствами, что привело к вымиранию большого количества различных школ. Долгое время Ёситаро был вынужден кормить семью и не тренировался около 15-и лет. После окончания войны он, совместно со своим старшим учеником Фудзимурой Сигэру (яп. 藤村 ), восстановил искусство и передал его сегодняшнему сокэ в 13-м поколении Сэкигучи Ёсио (яп. 関口 芳雄).

 

В настоящее время Ёсио сэнсей проводит тренировки по традиционному Сэкигучи-рю дзюдзюцу в организации Кодокан. Он входит в состав Нихон Кобудо Кёкай, а также Ниппон Кобудо Синко Кай (англ. Nippon Kobudo Shinko Kai) и участвует в Энбу Таикай (яп. 演武大会) и демонстрациях Ниппон Будо Кай в городе Токио.

Эта семья прямой потомок Соке Секигучи Рю.

Но сейчас семья Секигучи не имеют техники Иай. Они потеряли это в конце эпохи Эдо.

На данный момент эта линия ремейк Иай из старой книги Секигучи рю.

Школа Секиучи Рю мастера Ямада Тосиятсу  от другой линии.

Она развилась  от семьи Хиго Хосокава на 3-х Шихане Идзава Нагахиде. И находится в настоящее время на Кюсю в Японии. У этой школы  есть все техники Секигучи рю Иай.

 

Основная линия передач школы Сэкигучи-рю выглядит следующим образом:

1.     Сэкигучи Ярокуэмон (Дзюсин) Удзимунэ, основатель;

2.     Сэкигучи Хатиродзаэмон Удзинари старший сын Дзюсина;

3.     Сэкигучи Манэмон Удзихидэ, второй сын Хатирозаэмона;

4.     Сэкигучи Ятаро Удзисато;

5.     Сэкигучи Мануэмон Удзикадзу;

6.     Сэкигучи Гэки Удзимото;

7.     Сэкигучи Манпэи Удзинори;

8.     Сэкигучи Манэмон Удзисато;

9.     Сэкигучи Маннодзо Удзитакэ;

10.    Сэкигучи Дзюсин;

11.    Сэкигучи Манпэи;

12.   Сэкигучи Ёситаро

13.   Сэкигучи Ёсио, текущий глава школы.