Мугай Шинден Мугай Рю Иай Хэйхо

Накаи сэнсэй мугай рю иайМугай Шинден Мугай Рю Иай Хэйхо - это классическая японская школа владения мечом,  основанная в 1694 году мастером Цудзи Геттаном Сукемочи. В ней он соединил свои умения в Ямагучи рю, личный опыт сражений и практику Дзэн.

Цудзи Геттан Сукемочи родился в самурайской семье в 1648 году в городе Масугимура, (префектура Сига). Он был вторым сыном Цудзи Дайу, сопровождающего Сасаки Такацуна. Цудзи Геттана назвали Сукешиге (также читается как Сукемочи); имя Геттан он присвоил себе сам как младший сын, а Мугай - псевдоним, взятый им позже.

Геттан покинул родину в 1660 году в возрасте 13-ти лет, и начал тренироваться в додзё Ямагучи рю в Киото. Его учителем стал Бокусинсай Ямагучи, который изначально обучался школам Касима-Синто рю, Синкаге рю и Авага рю. Став мастером, он основал свой стиль, который получил название по его фамилии - Ямагучи рю.

На сегодняшний день, в цельном виде, школы  Ямагучи рю  не существует, однако элементы этого стиля передаются в Мугай рю.  

Накаи - Барышев Мугай рю иай кумитачиГеттан учился у Ямагучи на протяжении 13-ти лет, после чего в 1674, в возрасте 26ти лет он получил «кайдэн» - признание высшего уровня освоения Школы. Вскоре после этого, он покинул Киото и стал бродить как странствующий воин, предающийся различным аскезам, чтобы усовершенствовать себя и свое искусство. Он часто останавливался в дикой местности, неподалеку от разных гор. Там Геттан интенсивно тренировался в «батто» - технике выхватывания меча и «нотто» вкладыванию его обратно в ножны. Легенда говорит о том, что он повторял эти базовые движения по тысячу раз в день. Кроме того, он регулярно проводил «мисоги» - ритуал очищения,  купаясь в холодных горных водах и медитируя под водопадами. Завершив интенсивную аскезу и достигнув мистического откровения, Геттан покинул регион Кансай и отправился в Эдо (сегодняшний Токио), чтобы открыть там собственный додзё.

Об основателе Мугай рю известно несколько историй:

Когда Геттан прибыл в Эдо, он выглядел совершенно одичавшим и устрашающим. Одежда, кимоно, хаори и хакама, были изношенными и грязными. Геттан был небрит, длинные немытые волосы развивались по ветру. Один юный воин, встретившийся на его пути, возмутился его неопрятным видом, когда тот прогуливался по улицам Эдо. Когда между ними возник конфликт, Геттан, без единого слова снял свою соломенную шляпу и, приняв боевую позицию, зафиксировал юнца пронзительным взглядом. Воин вздрогнул и бросился наутек, не рискнув связаться с дикарем.

Через короткое время, Геттан открыл додзё в районе Кодзимачи в Эдо.

В  то время в Эдо было много школ фехтования.  Однако в период Токугава (1600 - 1868) для большинства, суровое, грубое искусство Воинствующих Царств было уже не столь интересно, как раньше. Воины стали искать утонченный стиль боя. Именно это, многие и увидели в додзё Геттана. Сначала, учеников было очень мало и основатель Школы жил крайне бедно. Однако, у него было много свободного времени для личной практики.

Большую часть времени он проводил в храме Цукодзан Куйкодзи. Там он шлифовал свою технику меча. Он также активно практиковал дзадзэн (сидячую медитацию) и изучал классическую китайскую и японскую литературу под предводительством наставника дзэн и управителя храма - Секитана Зэнши.  Некоторые считают, что Дзэн Буддизм не слишком широко распространялся в классических боевых искусствах Японии. Однако, как и величайший мастер меча Миямото Мусаши, Геттан был очарован выражением: «Кэн Дзэн Ити Нё» - меч и дзэн – едины.

В 1693, после 19ти летней практики дзэн и фехтования,  Геттан посчитал себя достойным взять имя Мугай. Он позаимствовал его из философского стихотворения Секитана:

  • Ippo jitsu mugai
  • Kenkon toku itten
  • Suimo ho nomitsu
  • Dochaku soku kosei

Это же понятие он использовал в названии своего стиля владения мечом - Мугай рю. Многие считают, что своим стилем он задел за живое многих фехтовальщиков своего времени. Его, сравнительно простые техники были напрямую связаны с философией и практикой Дзэн. Количество учеников в его додзё постоянно увеличивалось и, когда известность мастера выросла, у него появились ученики высокого ранга. Его учениками становились даймё и дзикисаны (прямые сопровождающие сёгуна). Из известных можно упомянуть Яманоучи Тоёмаса, дайме провинции Тоса, Огасавара Садоноками Нагашиде и Сакаи Кагею Тадааки, владелец замка Химэйдзи. Количество учеников более низкого ранга превышало несколько сотен.

Это стремительное продвижение повлекло последующее приглашение - в 1709 году, при содействии Сакаи, владельца Химэйдзи, Геттан получил возможность продемонстрировать своё искусство перед 5 сёгуном Токугава - Цунаёши Токугавой.  Однако мероприятие было сорвано из-за неожиданной смерти сёгуна. Для скромного самурая Геттана, подобное приглашение было огромной честью и служило доказательством признания высочайшего уровня мастерства.

Цудзи Геттан Сукешиге умер 23 июня 1727 года в возрасте 77 лет. Точное количество его учеников, к сожалению, сегодня неизвестно, так как его дом и большее количество документов были уничтожены пожаром 1695 года.  

В течении жизни, у Геттана не было ни жены, ни детей. Цудзи Ухеита, по всей вероятности, не являющийся его сыном, стал его наследником и следующим главой Школы. После него, руководителем Школы стал приёмный сын основателя Цудзи Кимата.

Считается, что изначально Мугай рю была школой кэн-дзюцу. На сегодняшний день, Мугай рю больше известна как направление иай-дзюцу. Это изменение в акцентах произошло в середине периода Эдо. Такахаши Хачисукэ Мацусуке и его младший брат Хидэцу изучали Мугай рю под предводительством 4 Соке Цудзи Бунзаемона Сукетака. В то же время они практиковали Джуко рю Иай у Ямамура Масашиге, 5 Соке этой Школы. Эти двое, ставшие хорошими мастерами и достигнув высшего уровня в школе и принесли многочисленные практики «иай» в Мугай рю.

 

Генеалогия Мугай рю

Мугай рю линии Эдо

1. Tsuji Gettan Sukeshige

2. Tsuji Uheita

3. Tsuji Kimata Sukehide

4. Tsuji Bunzaemon Suketaka

5. Tsuji Kimata Sukeyuki                -             Мугай рю линии Химэйдзи

6. Tsuji Bunzaemon Sukenobu                      6. Takahashi Hachisuke Mitsusuke

7. Tsuji Kinichiro Yoshishige                           7. Takahashi Tatsuzo Mitsuharu

8. Tsuji Kimata Shibaoka                                 8. Takahashi Hachisuke Shigeyuki

9.Tsuji Kamegoro Sadatoku                           9. Takahashi Tetsuo Takeshige

                                                                                 10.Takahashi Kyutaro Koun

                                                                                 11. Nakagawa Shiryo Shinichi

Председателем Мугай Кай после смерти Соке Накагавы стал Fujimoto Yoshio. Он не был действующим инструктором Школы, но некоторое время выполнял организационные обязанности.

Считается, что линия Эдо прекратила свое существование со смертью 9 Соке Школы, однако  Школа продолжала распространяться в Химэйдзи.

Такахаши Хачизукэ Мацусукэ, друг 6 Соке Цудзи Бунзаемон Сукенобу, уже в юности был учеником 4 Соке Цудзи Сукетака. Позже он учился у 5 Соке Цудзи Сукеуки. Такахаши официально был учителем дома Сакаи в Химэйдзи. Он и его наследник сохранили этот пост и преподавали Мугай рю как менкё кайденся. Через некоторое время, Такахаши Хачицуке стал 6 Соке, сформировав линию Химэйдзи. В этом направлении школа передавалась далее через его наследников.  

Линия Химэйдзи длилась вплоть до 11 Соке Накагава Сирё Синичи. Однако, перед смертью, Накагава Сэнсэй не назначил официального приемника. Ещё при жизни он основал ассоциацию - Мугай Кай. Там должны были тренироваться все ученики, обладающие высоким уровнем и передачей «мэн но маки».  Председателем ассоциации после смерти Соке стал Фудзимото Йошио. Однако замысел Соке провалился, школа раскололась и сегодня практикуется под руководством разных мастеров.  


Во время Соке Накагавы, в Мугай рю не было системы кю-дан. Несколько существующих инструкторских степеней можно было получить только после того, как кандидату присваивался 6-й Ниппон Иайдо Рэнмэй. Рокудан автоматически соответствовал «мэн-но маки» Мугай рю (мэнкё) и ученик школы, который достигал этой степени и получал лицензию, мог стать инструктором в собственном додзё. После этого, через некоторое время, адепт мог получить титул «ренши». Затем, после получения 7-го дана, можно было получить титул «киоши» и, в завершение, 8-й дан и титул «ханши» соответствовали «кайдэн но маки».

Соке Накагава считал, что степени первого дана можно достичь за год интенсивных занятий, затем, по одному году должно было пройти между степенями от 1-го до 5-го дана включительно. От 5-го до 6-го дана можно было достичь за два года. Еще через три года, имеющий 6-й дан адепт мог получить титул «ренши».

Впоследствии, ученические степени «кю» все же появились в Ниппон Иайдо Рэнмэй.

Ниппон Иайдо Рэнмэй было создано в 1975 году мастерами трех школ иайдо: Мугай рю, Эйшин рю и Ягю Синкагэ рю. Немногим позже, к организации присоединилась Мусо Синдэн рю. Первым председателем этой организации стал Соке Накагава.

Известно, что некоторые ученики Мугай рю, после смерти последнего Соке, также состояли в Дзэн Ниппон Иайдо Рэнмэй и Дзэн Ниппон Кэндо Рэнмэй.

Аттестация в Ниппон Иайдо Рэнмэй начиналась с серии из пяти «тохо» форм, в которую были включены 2 техники Мугай рю и 3 техники Эйшин рю. Это был обязательный элемент теста. Затем, после непродолжительного отдыха, кандидат должен продемонстрировать соответствующую технику своей школы.

Программа Мугай рю состоит из ряда одиночных ката и совместной практики.

Ученик начинает с кихон но ката (рэнсю ката) на освоение которых обычно уходит от 3-х до 6-ти месяцев. Эти формы, на базовом уровне изучаются только в стойке «тачи вадза». Особое внимание в них уделяется «нукицукэ» и «нотто». Таких рэнсю ката восемь. После них изучаются четыре серии «хонрю ката». Всего, до уровня мастера изучаются 20 ката. После получения мэнкё осваивается еще 3 дополнительных «оку иай ката», также называемых «найдэн». Эти ката традиционно без изменений передавались от основателя Школы всем достигшим мэн но маки.

Кроме ката, в практику Мугай рю включены парные упражнения и кумитачи, а также тамешигири, используемое для собственного тестирования отдельных технических действий. Парные формы также включают отдельные элементы, которые могут быть использованы с вакидзаши (эти элементы выполняются из положения сидя на коленях).

Известно, что часто, мастерами Мугай рю становись мастера Хонтай Такаги Йошин рю и Кукишин рю, которые также практиковали в Химэйдзи. Эта традиция длилась вплоть до 20-го века, и некоторые мастера иай-дзюцу параллельно имели мэнкё кайдэн в других бу-дзюцу. Одним из лучших учеников Соке Накагавы был Ханши Сато Кумимаро, также ученик Соке Минаки из Хонтай Такаги Йошин  рю. Также, высокого уровня достиг Ренши Мугай рю Ясумото Акиёши, нынешний Соке Мото-ха Йошин рю, получив от Соке Накагавы 6-й дан и «мэн-но маки». Эту же передачу принял из рук Соке Накагавы и его ученик Накаи Норисато сэнсэй. В Школе боевых искусств Соке Ясумото, Мугай рю иай называется МУГАЙ ШИНДЭН МОТОХА ФУДОШИН РЮ ИАЙ. Это направление иай-дзюцу практикуется в качестве версии классической школы. Отличий в технике и формах практически нет, однако в методике тренировки присутствует больше парных элементов, как в наработке (кихон), так и в прикладном применении (кумитачи).